Оценка оборудования и транспорта

Такая оценка необходима для определения производственных затрат предприятий любого вида собственности и правильного налогообложения как прибыли, так и имущества, на котором основан бизнес. Быстрое развитие технического прогресса, молниеносное освоение инновационных технологий, функциональный и физический износ, а также изменение конъюнктуры рынка приводят к тому, что после определенного времени меняется рыночная стоимость машин и промышленного оборудования в целом.

Рыночные цены на оборудование, помимо прочего, зависят также от инфляции / дефляции. Такие факторы еще раз подтверждают необходимость переоценки время от времени машин и оборудования для точного определения их стоимости на текущую дату.

Диапазон машин, механизмов, агрегатов, устройств, которые подпадают под понятие «машины и оборудование», на практике чрезвычайно широк. В общем случае – это технологическое оборудование различных отраслей, энергетическое оборудование, все виды подъемно-транспортных средств, компьютерная и оргтехника, сельскохозяйственная техника, торговое оборудование, военная техника и др. Можно ли найти в этих качественно разнородных видах машин и оборудования что-то общее? Да, можно. Это и есть методические приемы оценки их рыночной стоимости, известные профессионалам, ими наработаны и отточены.

Оценка оборудования может выполняться как в рамках отдельного задания (согласно перечню оборудования, предоставляемого Заказчиком), так и быть составной частью большой работы по оценке имущества предприятия в целом, когда кроме оборудования также оценивается недвижимость, автомобили, НМА и другие типы активов.

Наиболее распространенными случаями, когда необходима независимая оценка машин и оборудования, являются:

  • бухгалтерский и налоговый учет – например, для постановки имущества на баланс предприятия, для переоценки для целей бухгалтерского учета или для передачи его в аренду;
  • оценка основных средств предприятия для отчуждения;
  • передача основных средств в залог для получения кредита;
  • для предъявления в суде, например, в случае разделения учредителями имущества предприятия.

В большинстве случаев оценка машин и оборудования подразумевает определение рыночной стоимости. Но в определенных случаях при оценке оборудования возникает необходимость определения стоимости ликвидации, т. е. цены, которую можно получить за основные средства при сдаче их в утилизацию (например, на металлолом).

Когда проводится оценка стоимости машин и оборудования, подчас возникают проблемы в части идентификации объектов оценки. Очень часто количество объектов оценки только в одной компании может доходить до нескольких тысяч единиц – здесь могут быть самые разнообразные по устройству, назначению и характеристикам экземпляры.

Итак процедура оценка машин и оборудования требует группировки по следующим сегментам:

  • технологическое (основное);
  • вспомогательное;
  • транспортные средства (как колесные транспортные средства, так и железнодорожный транспорт, судоходные средства и летательные аппараты);
  • все офисное оборудование, куда относится компьютерная техника и техника связи, производственный, хозяйственный инвентарь и мебель.

Данная классификация оборудования имеет положительные стороны с точки зрения точности оценки, так как различными могут быть методы его оценки. Целесообразно выделять в отдельную группу морально устаревшие машины и оборудование, то есть то оборудование, которое снято с массового производства и точные аналоги (по функциональности) также не выпускают.

Целесообразно еще отдельно выделить оборудование, которое еще не установлено, но предназначенное для этого, ведь оценка стоимости здесь никак не связана условиями существующего использования. В большинстве случаев в отдельную группу выделяется оборудование, которое не используется и не будет использовано в будущем, учитывая его неудовлетворительное техническое состояние, и его оценка будет представлять собой определение стоимости ликвидации.

Вообще, во многих случаях при выполнении работ по оценке движимого имущества (технологического оборудования и транспортных средств) необходимым и обязательным является выполнение дополнительных расчетов, таких как:

  • определение расходов на транспортировку оборудования от производителя (дилера) до таможенного терминала и/или до промышленной площадки заказчика;
  • расчет налоговых и других обязательных платежей, которые сопровождают пересечения таможенной границы Украины;
  • определение объема затрат, связанных с монтажом, пуско-наладочными работами и вводом в эксплуатацию движимого имущества;
  • расчет расходов, связанных с демонтажем и утилизацией оборудования.
Соответствующие специалисты группы компаний "Увекон" также имеют необходимые знания и многолетний практический опыт для решения таких специфических задач.